Глагол 4 класса — это особая группа глаголов в русском языке, которая образует свои формы по особым правилам. Знание правил образования и использования глаголов 4 класса является важной частью изучения русского языка. В этой статье мы рассмотрим основные правила и приведем примеры использования глаголов 4 класса.
Глаголы 4 класса образуют свои формы путем изменения корней и суффиксов. В зависимости от фонетических и морфологических особенностей, они делятся на две группы: глаголы с окончанием «-ить» и глаголы без окончания.
К глаголам 4 класса с окончанием «-ить» относятся такие глаголы, как «читать», «писать», «заканчивать» и др.
Примеры использования глаголов 4 класса в предложениях:
— Я читаю интересную книгу.
— Мы пишем письма своим друзьям.
— Она заканчивает урок и уходит домой.
К глаголам 4 класса без оканчания относятся такие глаголы, как «спать», «идти», «есть» и др.
Примеры использования глаголов 4 класса без окончания в предложениях:
— Я сплю сейчас.
— Мы идем в кино вечером.
— Она ест фрукты каждый день.
Теперь, когда вы знакомы с правилами и примерами использования глаголов 4 класса, вы можете с легкостью образовывать и использовать их формы в речи.
Правила употребления глагола в 4 классе
В 4 классе важно научиться правильно использовать глаголы в предложениях. Для этого необходимо знать основные правила употребления глагола:
1. Глагол указывает на действие или состояние предмета или лица и отвечает на вопросы: что делать? что делается? чем быть? как быть? какой быть? куда или откуда идти?
2. Глагол в предложении может быть личной формы или безличной формы.
3. Личная форма глагола изменяется по временам (настоящему, прошедшему и будущему) и по лицам (1-му, 2-му и 3-му).
4. Безличная форма глагола не меняется по временам и лицам, но может меняться по числам (единственному и множественному).
5. Глаголы могут быть неопределенной формы, причастиями и деепричастиями.
6. Глаголы могут иметь различные виды (совершенный, несовершенный), переходность (переходный, непереходный) и залог (действительный, страдательный).
7. Глаголы могут быть отдельными словами в предложении или составлять фразовые глаголы.
Важно запомнить эти правила и применять их при составлении предложений с глаголами. Таким образом, ученик сможет правильно использовать глаголы и сделать свою речь более разнообразной.
Примеры глаголов личной формы | Примеры глаголов безличной формы |
---|---|
читать, писать, играть, бежать, спать | нужно, можно, надо, хочется, интересно |
Правило 1: изъявительное наклонение в настоящем времени
Изъявительное наклонение в настоящем времени выражает действия и состояния, которые происходят или существуют в данный момент.
Чтобы образовать глагол в изъявительном наклонении в настоящем времени, нужно:
- Взять основу глагола
- Добавить нужное окончание в зависимости от лица и числа:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
1 | -у/-ю | -ем |
2 | -ешь/-ишь | -ете/-ите |
3 | -ет/-ит | -ут/-ют |
Примеры:
- Я читаю книгу.
- Ты играешь в футбол.
- Он любит музыку.
- Мы гуляем в парке.
- Вы учите русский язык.
- Они думают о будущем.
Обрати внимание на глаголы, оканчивающиеся на согласные. Перед окончанием -ет/-ит в таких случаях нужно ставить букву -и:
- Она писит письмо.
- Оно действит по инструкции.
Теперь, когда ты знаешь правила, практикуйся и образуй глаголы в изъявительном наклонении в настоящем времени!
Правило 2: изъявительное наклонение в прошедшем времени
Изъявительное наклонение в прошедшем времени обозначает действие, которое уже произошло в прошлом. Для образования глагола в прошедшем времени в изъявительном наклонении необходимо изменить его форму.
Глаголы имеют основу и окончание. Окончание глагола в изъявительном наклонении в прошедшем времени определяется по лицам и числам, а также виду глагола.
Основа глагола | Окончание глагола |
---|---|
дела | л |
игра | л |
прыга | л |
Пример использования:
Я делал домашнее задание.
Они играли в футбол всю ночь.
Она прыгала по лужам.
Правило 3: повелительное наклонение в единственном числе
Повелительное наклонение используется, когда мы кого-то призываем или кому-то что-то приказываем. Глаголы в этой форме выражают просьбы, указания, приказы или предписания.
Правила для образования повелительного наклонения в единственном числе:
Глаголы с основой на согласную | Пример |
---|---|
В глаголе на конце основы стоит согласная | Позвони! |
В глаголе на конце основы стоит гласная | Понравься! |
Если в основе однокоренного глагола на конце стоит согласная | Опознай! |
Глаголы с основой на гласную | Пример |
---|---|
В глаголе на конце основы стоит гласная | Заговори! |
Если в основе однокоренного глагола на конце стоит согласная | Отвечай! |
В повелительном наклонении у глаголов в единственном числе отсутствует личное окончание, то есть окончание, которое обозначает лицо и число говорящего.
Примеры использования повелительного наклонения в единственном числе:
- Пойди в магазин!
- Сядь прямо!
- Встань и иди!
- Помоги мне!
- Не делай этого!
Правило 4: повелительное наклонение во множественном числе
Повелительное наклонение в русском языке используется для выражения приказания, призыва, просьбы или совета. Оно образуется с помощью основы глагола и окончания -те для глаголов на -ать и -ите для глаголов на -ить.
Для образования повелительного наклонения во множественном числе нужно:
- Убрать букву -те или -ите от инфинитивной формы глагола.
- Добавить окончание -те для глаголов на -ать и -ите для глаголов на -ить.
Например:
- Прибыть -> Прибудьте
- Выйти -> Выйдите
- Пить -> Пейте
- Ехать -> Езжайте
Повелительное наклонение во множественном числе используется, например, при выражении команд, указаний или обращения к группе людей. Важно помнить, что такое наклонение требует особого следования субъекта и глагола в предложении, где сначала идет субъект, а затем глагол.
Примеры использования повелительного наклонения во множественном числе:
- Дети, идите домой!
- Студенты, откройте учебники на странице 10.
- Ребята, учите уроки перед контрольной работой.
- Друзья, не шумите, я пытаюсь сосредоточиться!
Помните, что повелительное наклонение во множественном числе используется при обращении к группе людей и требует определенного порядка слов в предложении.