Литота (от греческого слова «литоς», что означает «камень») — это стилистическая фигура речи, которая заключается в использовании отрицательного выражения для подчеркивания положительного значения. Литота является эффективным инструментом создания контраста и эмоционального напряжения в тексте.
В литературе примеры использования литоты встречаются великое множество. Эта фигура речи позволяет писателям выразить сильные эмоции, вызвать интерес читателя и создать яркую образность текста.
Например, в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского главный герой, Раскольников, описывает свою комнату:
«Останкиным старым крышелям замерших, неухоженных еще глазниц и окинутым широковатыми и толстыми, но уже повторно узкими оконными рамами, так что выглядывало лицо скупого, а судорога распоясавшегося супружника как будто из оборвы, из-под углов и перемычек тяжелого и своенравного каменного постройки, — подобная эта комната была»
В этом примере слово «останкиным» использовано вместо «старым», чтобы подчеркнуть запущенность и покинутость комнаты. Эта литотическая фигура добавляет красок описанию и позволяет создать более живую картину пространства.
Что такое литота и ее примеры в литературе?
Примеры литоты в литературе можно найти в произведениях разных эпох и жанров. Вот несколько из них:
1. «Война и мир» (Лев Толстой)
В этом романе Лев Толстой использовал литоту для того, чтобы передать огромный масштаб и страшные последствия войны. Например, в описании битвы при Бородино он использует преувеличение, чтобы показать неистовство и разрушение:
«На Бородинском поле все стояло, как в катаклизме. Гремело, свистело, извергалось огнем сто разных оружий. Дым, пустыни, пожары, оглушительные ревы и визги неслись в направлении великой битвы, раздаваясь за три версты далеко, где противники вели трепещущую стрельбу».
2. «Мастер и Маргарита» (Михаил Булгаков)
В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков также применяет литоту для того, чтобы передать абсурдность и непонятность событий, связанных с дьяволом Воландом и его бандой. Например, в описании дома на Патриарших прудах автор использует преувеличение, чтобы показать его потусторонний и загадочный характер:
«Мастер наливает восемнадцатый виски. Приготовившись к зловещему представлению, он открывает шкаф и видит…»
3. «20000 лье под водой» (Жюль Верн)
В своем романе «20000 лье под водой» Жюль Верн использовал литоту, чтобы передать невероятные приключения главных героев под водой. Он преувеличивает их силу и смелость, а также описывает страшные и неприятные ситуации с преуменьшением, чтобы создать напряженность и тревогу у читателя:
«Особенно жутким было то, что я стремялся сделать еще страшнее, чтобы не выйти за границы реальности. И мне довольно хорошо удалось записать только начало невероятной истории…»
Литота в литературе помогает создать глубокое впечатление и эмоциональный отклик у читателя. За счет преувеличения или преуменьшения авторы могут усилить эффект своих произведений и передать особый смысл и настроение.
Определение литоты
Литота проявляется в том, что автор отрицает то, что нужно утвердить или подтвердить. В результате такого контраста возникает эффект усиления иронии или сарказма, что позволяет более ярко передавать авторскую точку зрения или эмоциональное отношение к тому, что описывается в тексте.
Примером литоты может послужить фраза из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Впереди отверстие черное, и небо вниз головой и стеклишься ты к закрытым землям». В данном случае автор применяет литоту, чтобы передать чувство страха и отчаяния главного героя, создавая образ черной и закрытой пропасти вместо будущего и надежды.
Таким образом, литота — это мощный стилистический прием, используемый в литературе для создания эмоциональной и смысловой насыщенности текста. Он позволяет авторам выразить свои мысли и чувства в более яркой и запоминающейся форме.
Функции литоты в литературе
Одной из функций литоты является символическая передача смысла. Использование литотического образа позволяет писателю закодировать определенные идеи или эмоции именно через конкретный предмет или явление, которое ассоциируется с этими идеями или эмоциями. Например, в произведениях Ф.М. Достоевского часто встречается образ лестницы, который символизирует путь к высшему познанию и переживанию духовных трансформаций.
Еще одной функцией литоты является эстетическое воздействие на читателя. Использование необычных или неожиданных образов в тексте может привлечь внимание читателя и вызвать его интерес. Литота позволяет создать оригинальные, запоминающиеся образы, которые делают текст более ярким и красочным. Например, в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова встречается образ «пшей», которая символизирует ценности и идеалы коммунизма.
Также литотические образы могут использоваться для подчеркивания или усиления эмоциональной окраски текста. Литота может помочь передать глубокие чувства и эмоции, создать особую атмосферу или вызвать определенные эмоциональные реакции у читателя. Например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» использование образа «белеет парус одинокий» помогает передать чувство одиночества и непостижимости природы.
Примеры литоты в русской литературе
В русской литературе можно найти множество примеров использования литоты:
- «Белокрылые бабочки блуждали по берегу бушующей Байкал» — В. Пикуль, «Слово и дело».
- «Медленно и негромко звучал монашеский молитвенный монашеский хор» — Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».
- «Бежали дожди. Бежали, бежали. Бежали от этого грозного города. Бежали без оглядки, бежали, как бежит течение реки.» — В. Мегре, «Звенящие кедры России».
- «Весенние ветра все прибывали и прибывали, и не слышался уже ни звука ветра.» — И. С. Тургенев, «Охота на трехгрошовую рассерженную куницу».
Приведенные примеры демонстрируют разные варианты использования литоты. Она может дополнять изображение, создавать настроение, повышать эмоциональную окраску произведения и добавлять драматичности. Литота является одним из мощных инструментов создания художественного образа и позволяет автору выразить свои мысли и чувства более ярко и эффектно.
Примеры литоты в мировой литературе
Приведенные ниже примеры литоты демонстрируют разнообразие ее использования в мировой литературе:
Пример | Автор | Произведение |
---|---|---|
«Весь мир писательница» | Рейнер Мария Рильке | «Заметки молодого врача» |
«Ты — мой солнце» | Уильям Шекспир | «Ромео и Джульетта» |
«Гора солнца» | Томас Манн | «Волшебная гора» |
«Море звезд» | Луи Сен-Симон | «Антология галантереи» |
«Башня из слоновой кости» | Джон Фаулз | «Башня из слоновой кости» |
Эти примеры литоты демонстрируют, как она используется для создания ярких образов и эмоциональной силы в мировой литературе. Они подчеркивают важность литоты в художественном выражении и способность ее вызывать сильные эмоции и ассоциации у читателя.
Значение и эффекты литоты в литературе
Эффекты, создаваемые литотой, могут быть различными в зависимости от контекста. Во-первых, она позволяет акцентировать внимание читателя на определенных идеях или образах, повышая их значимость и ритмичность текста. Во-вторых, литота способствует созданию эмоциональной напряженности и выразительности, что делает произведение более запоминающимся и живым. В-третьих, она может использоваться для передачи различных оттенков смысла, от повторения, подчеркивающего завершенность мысли, до повтора, вызывающего чувство иронии или сарказма.
Примеры литоты в литературе встречаются довольно часто. Один из наиболее известных примеров – стихотворение Александра Пушкина «Анчар». В нем повторение «нет», «не высокий» и «не широкий» в конце каждого куплета создает ощущение трагической неизбежности и безвыходности судьбы главного героя. Еще один пример – роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Здесь литота использована для подчеркивания мучительных и внутренних размышлений главного героя.